Проще простого: самостоятельно путешествуем по Европе на поезде

https://rukivboki.ru/wp-content/uploads/2011/10/Train_station_London_00.jpg

Мне нравится путешествовать по миру самостоятельно. И поезда – самый удобный и безотказный способ добраться из пункта А в пункт Б, если они находятся относительно недалеко. Хотя даже в Европе порой не всегда просто сориентироваться в местных порядках и правилах. Возможно, мои советы и ошибки помогут вам при планировании поездок.


poezda_europaМне нравится путешествовать по миру самостоятельно. И поезда – самый удобный и безотказный способ добраться из пункта А в пункт Б, если они находятся относительно недалеко.Хотя даже в Европе не всегда просто сориентироваться в местных порядках и правилах. Возможно, мои советы и ошибки помогут вам при планировании поездок.

Итак, сначала основные правила:

1. Покупайте билеты в Интернете. Если нет такой возможности – платите наличными, а не картой.

2. На маленьких станциях без кассиров билеты можно купить в придорожных киосках и магазинчиках, а не только в автоматах.

3. Обращайте внимание на класс вагона. Двери не открываются автоматически. Специальные кнопочки есть как внутри, так и снаружи.

4. Заранее составляйте свой маршрут, свою станцию легче всего определить по времени прибытия.

5. Обращайте внимание на тип поезда – скоростной IC или местный L.

6. На каждой станции всегда есть лифт или эскалатор.

7. Туалеты на железнодорожных вокзалах нередко платные. В электричках туалеты есть всегда и везде.

Хотя многие жители Европы говорят на нескольких языках, на станциях, (за исключением столиц или крупных туристических центров) все надписи только на родном языке. Мне же как раз нравятся маленькие городки. В Баарне, славном городке в получасе езды от Амстердама, я испытывала большие проблемы с билетом – огромный автомат по продаже билетов был только на голландском языке (возможно, там и был английский, но как на него перейти, тоже было написано по-голландски).

Пришлось просить о помощи местного жителя. Он же мне и объяснил, что если на станции нет ни одного сотрудника, то следует поискать близлежащий киоск с газетами и шоколадками. Билет на поезд можно купить там. Правда, он будет на 1-2 евро дороже – зарплата продавца. Часто билет на одну поездку нужно закомпостировать. Если у вас абонемент на несколько поездок – нужно поднести его к сканеру и «списать» одну поездку.

Хотя часто езжу в поездах в Европе, до сих пор забываю про кнопочки на вагонах! Было смешно – я стою перед остановившимся поездом в маленькой деревушке и жду, пока откроется дверь. А она не открывается. Спасибо внимательной бабуле-кондуктору, которая рванула ко мне от соседнего вагона и показала на кнопочку, которую надо нажать. И то верно – зачем зря открывать, электроэнергию тратить, если пассажиров нет. Она же мне указала вежливо на то, что билет у меня во 2 класс, а я пытаюсь сесть в первый.

Вагоны первого класса как правило с отдельными купе, где за стеклянными дверцами стоят удобные кресла. Но надо сказать, что и второй класс, которым я обычно езжу, — с комфортными мягкими креслами, со столиками и ящиком для мусора, обязательно с туалетами.

Класс вагона написан снаружи. Если вы сели в вагон классом выше – придется заплатить штраф. Но, если, например, в Бельгии билеты проверяли в каждой поездке, то в Голландии и Германии я не видела кондуктора вообще ни разу. А в Финляндии можно смело садиться в поезд без билета – кондуктор после каждой остановки ходит по вагонам и продает билеты.

Часто вагоны отражают специфику страны – например, в Нидерландах и Бельгии в вагонах есть специальные отсеки для велосипедов. Кондуктор откроет и закроет их на станции. В Финляндии, Швеции и Норвегии все местные поезда оборудованы специальными креплениями для лыж, которые можно поставить вертикально. Очень часто местные электрички бывают двухэтажными и тогда я пытаюсь забраться повыше с фотоаппаратом наготове.

К счастью, все железные дороги Европы работают по правилам, которые легко усвоить: Почти всегда билеты на поезд можно купить в Интернете. Планируя путешествие из Брюсселя в Амстердам, я поинтересовалась, как часто ходят поезда и сколько стоит билет. Оказалось, что поезда отправляются с Центрального вокзала Брюсселя (подземный вокзал в 5 минутах ходьбы от Гранд-пляс, центральной площади бельгийской столицы) каждый час и стоят 35 евро. И была неприятно удивлена, когда на вокзале с меня взяли 43 евро. Спросила: «Почему? В Интернете дешевле!» На что мне ответили: «Ну так и покупали бы в Интернете!» Причем кондуктор в поезде имеет специальный сканер для проверки билетов, купленных в Интернете. Никаких дополнительных посадочных талонов не требуется. Билеты на местные поезда действительны в течение 24 часов.

Позже, рассматривая в поезде бумажный билет, купленный на вокзале, я обнаружила, что 3 евро – это была дополнительная плата за пользование банковской картой. Наличными заплатила бы 40. Могла сэкономить 8 евро на обед в кафе Pinos с классной пиццей и шоколадными булочками, которые есть на каждой станции. Вот так.

Потом в Амстердаме, когда я покупала билет на поезд с Центрального вокзала в аэропорт, меня честно предупредили: «За наличные билет стоит 4 евро (там ехать всего 12 минут, поезд въезжает прямо в здание аэропорта), а по карте будет 5 евро. 20% однако!

Все вокзалы в Европе очень удобно устроены. Даже самый маленький полустанок. Если вы вышли на перрон и перед вами крутая лестница в тоннель или воздушный переход над железнодорожными путями, а у вас тяжелый чемодан – не торопитесь штурмовать препятствие. Оглянитесь – и вы 100-процентно увидите эскалатор или лифт где-то неподалеку. Даже люди в инвалидных колясках передвигаются свободно.

А большие вокзалы – просто произведения искусства. Например, в Антверпене железнодорожные пути проходят по специальной эстакаде. А чтобы оставить сумку в камере хранения, мне пришлось пройти длинной еврейской бриллиантовой галереей! Прямо на вокзале! Представьте, вы мирно катите свой чемодан на колесиках вдоль роскошных витрин с бриллиантами (без ценников), километр ювелирных магазинов! А около каждой двери стоит колоритный дяденька в еврейской шапочке и зазывает «Бонжур, мадам!» И при этом – без тени иронии.

Конечно, если вы едете из какого-нибудь маленького городка в столицу – вы не промахнетесь. Надпись «Берлин» или «Париж», огромный вокзал и город за окнами не дадут вам ошибиться. Другое дело, когда из крупного города вам нужно добраться до какой-нибудь деревеньки. Порой не просто даже найти, до какой конечной станции идет ваш поезд, который проходит через нужный вам населенный пункт.

Как-то мне нужно было добраться из бельгийского города Кортрейк в деревеньку Халле в пригороде Брюсселя. К сожалению, ни на одной европейском вокзале или в вагоне я не видела нашей традиционной схемы движения, где можно было бы сориентироваться, за какой станцией мне нужно быть наготове. Вывески на платформах часто бывают очень маленькие, их трудно разглядеть на ходу. Не всегда в вагоне есть электронные табло, а объявление диспетчера на французском и фламандском языке тоже не спасут меня. Я не знаю ни один из этих языков. Тем более, я уже однажды прокололась на этом: языки настолько разные, что город Монс на фламандском называется Берген (не путать с Норвегией!). Определиться можно только по времени.

Поэтому перед посадкой на поезд я спросила у кондуктора (который до сих пор дает свистком сигнал к отправлению на каждый станции), во сколько мой поезд прибудет в Халле. Кондуктор в ответ достает планшет и прямо на перроне распечатывает мне весь мой путь с точным временем прибытия на каждую станцию! Я привезла домой этот листочек – чудо техники и заботы о людях! И минута в минуту мой поезд доставил меня туда куда нужно!

Можно посмотреть точное время прибытия на огромных желтых расписаниях, но в них не просто разобраться. Осторожно: отдельное расписание бывает на каждый конкретный день недели. Еще была несколько озадачена во время поездки в Гаагу – там есть четыре станции с таким названием, аналог нашей Москва-товарная, Москва-сортировочная… Пришлось срочно звонить и уточнять, какая именно Гаага мне нужна.

И есть еще один подводный камень. Прилетев недавно в аэропорт Шарлеруа недалеко от бельгийской столицы и моментально справившись с автоматом по продаже билетов на экспресс, пока соотечественники с моего рейса дружно потопали в кассу и попали только на следующий автобус, я была страшно горда собой.

В Брюсселе быстро сориентировалась на вокзале и впрыгнула в поезд, предвкушая, что очень скоро окажусь в новом для меня городке Тиенен с руинами старинной церкви, музеем сахара и открывающимся на следующий день музыкальным фестивалем. Знала, что моя станция – сразу после Лёвена с его роскошной готической ратушей, которую многие называют самым красивым зданием в мире. Приготовилась к выходу. Но поезд почему-то начал быстро набирать скорость, табло в вагоне погасло. Прошло 10 минут, 15, 20… чувствую, что-то не то. Моими соседями по вагону оказались мама и дочь лет 20. Они-то мне и объяснили, что Тиенен мы давно проехали. Направление я выбрала верное, но это скоростной поезд, и он останавливается только в крупных городах. Следующим будет Льеж примерно через час! Вот так!

И тут вошел кондуктор! Я поняла, что я безбилетник – билет-то у меня только до Тиенена. Но он мне очень подробно разъяснил разницу между скоростными (обозначены аббревиатурой IC — InterCity) и местными поездами (буковка L — local) в расписании рядом с номером поезда. А потом… Вы угадали, вытащил планшет и распечатал расписание обратных местных электричек из Льежа, которые останавливаются у каждого столба, в том числе в Тиенене. И сказал, что я смогу вернуться по тому же билету. Он не стал его прокалывать.

Вообще, во всех поездах кондукторы выполняли не только свои прямые обязанности, но и заменяли работу целого справочного бюро – почти у каждого туриста были какие-то вопросы, и им терпеливо все разжевывали на разных языках!

Правда, эта ошибка была одной из лучших за все мои путешествия! Льеж оказался великолепен! А железнодорожный вокзал – одно из новых чудес света. Шедевр современной архитектуры! Как будто на него накинули легкое шелковое покрывало, прозрачное, изящное, с огромным глобусом внутри! И город сам тоже замечательный, насколько я смогла посмотреть за полтора часа в ожидании обратного поезда. Так что – не бойтесь путешествовать. Даже ошибки бывают великолепны!

tram_Denmark

Путешествовать по Европе в электричках удобно и комфортно.

vagon_niederland

Электрички часто бывают двухэтажными. Рядом с дверями (на фото слева) — кнопочка, которую нужно нажать, чтобы двери открылись.

WC_tram_6789

Туалеты обычно довольно чистые. В европейских электричках всегда есть туалеты с широкими дверями для людей с ограниченными возможностями.

komposter_europe

Компостер, в котором нужно пробить перед входом в поезд абонемент на несколько поездок.

Voksal_v_Belgii

Вокзал в Льеже построен недавно и очень удобен для пассажиров.

voksal_antverpen

На вокзалах всегда есть эскалаторы или лифты. На фото — вокзал в Антверпене.

railway_antverpen

Железная дорога в центре Антверпена — одна из достопримечательностей города.

tram_Norge

Поезд в Норвегии идет по самым красивым местам.

Фотографии: Елена Пантелеева, Michal Parzuchowski

Что еще почитать: