Школа по-датски
Зачем датские школьники варят на уроках пиво, на что тратят свою стипендию и почему родителей здесь никогда не вызывают на ковер к директору.
От 12 до минус 3. Это не среднегодовой разброс температур датского города Вайле (хотя и очень похоже), а оценки, которые могут получать ученики городской гимназии, где удалось побывать.
Всю ночь меня мучили кошмары. Что я снова хожу в школу. А в ней я напрочь забыла, что такое «физика». Разучилась закручивать гайки бензольных колец. Путаю логарифмы с алгоритмами. А еще меня позвали к директору. Утром он стоял перед входом в гостиницу. Сон, стало быть, в руку. «Пошли, что ли, в школу», — говорит.
И мы пошли. К большому параллелепипеду без архитектурных излишеств. Зато внутри у меня был «ах»! Огромной высоты потолок. Под ним летают 43 стеклянные птицы, в основном синие. «Правда, символично? — гордясь произведенным эффектом спрашивает директор. — Они как наши ученики. Оперяются здесь, а потом взмывают ввысь и разлетаются». Птиц делал какой-то известный художник (не запомнила его имени), и перед тем, как попасть в школу, они побывали на выставках в Америке.
Зал, в который мы вошли, напоминал бы зал ожидания большого аэропорта, если бы не многочисленные столы. Кое-где на ярких мягких диванчиках, стоящих по периметру, располагались гимназисты. Кто сидя, а кто и лежа. Гимназистов в школе 1350. На них приходится 130 учителей и 20 человек обслуживающего персонала.
Занятия начинаются в 8 утра. Заканчиваются в 15.30. Идут «парами» по полтора часа, между которыми 15-минутный перерыв. Обед стоит 20 крон (около 167 руб). Это в десять раз дешевле, чем поесть в ресторане. Хлеб и булочки пекут тут же.
С 18 лет гимназисты в Дании получают стипендию — от 1500 до 5800 крон (12,5-48 тысяч рублей) в зависимости от дохода семьи. И, что для нас уж совсем удивительно, в зависимости от своей независимости. Многие в этом возрасте уходят от родителей и снимают свое жилье (в среднем, за 2500 крон в месяц, или 21 тысячу рублей). Вот для этого им и повышают стипендию.
В гимназию приходят после 9 класса обычной школы. И если раньше туда шли только те, кто хотел потом поступать в университеты, то сейчас идут все. По окончании — через три года — часть ребят продолжит учебу в вузах, а другие пойдут на рабочие специальности.
«В базовой школе математика нулевая, — жалуется Юлия, бывшая москвичка, а сейчас преподаватель математики и физики гимназии. — Приходится очень упорно работать с ребятами, чтобы многое успеть пройти. Здесь вообще несколько другой подход к обучению: учитель пытается защитить свою точку зрения. И это его вина, если ученики не понимают». И Юлия убежала, чтобы донести до очередного непонимающего свою точку зрения.
Гимназистов учат по направлениям, число которых 15. Из обязательных предметов для всех — математика, физика, датский язык, история, включающая и историю религии, искусство. В последнем каждый волен выбирать то, что ближе — театр, видео, музыку, рисование или живопись. В музыкальном классе, помимо десятков различных инструментов, наличествовала и студия звукозаписи. Кстати, ежегодно 2-3 выпускника идут в профессиональные музыканты.
Мы заходили в классы, двери которых были стеклянными с матовым орнаментом. Дети при появлении директора не вставали. «Раньше, да, в 1970-х еще приветствовали старших вставая, а сейчас нет», — говорит директор. Обращаются к нему все по имени — Питер, или Мадс Питер. У директора двойное имя. В кабинете Питера на столе стоял глобус — мое стойкое детское представление о том, как должен выглядеть стол любого учителя. А на стенах — картины, нарисованные учениками и друзьями. На одной в абстрактной манере изображен сам Питер.
Неизгладимое впечатление на меня произвел кабинет химии, больше похожий на научную лабораторию. Гимназисты в халатах, защитных очках и перчатках колдовали над колбами и пробирками. А недалеко от входа стоял бойлер, где варилось ….пиво.
«Да, вот так на практике мы проходим органическую химию», — засмеялся Питер, приоткрывая крышку. Содержимое его, по готовности, переливается в бутылки, которые потом убираются в ящики и хранятся в шкафу в коридоре. «А кто же его пппьет?» — от изумления я стала заикаться. «Все, и учителя, и ученики на наших общих праздниках».
В школе есть зимний сад, где растут бананы. Это для нас «банан» — плохая отметка. А для датчан, чьи оценки варьируются от 12 до -3, в принципе, и приличная.
И еще в школу «на ковер к директору» родителей не вызывают. Все обычно заканчивается беседой с самим учеником. Кто не верит всему вышесказанному, может сам записаться на экскурсию по гимназии.