Вайле — город странных скульптур
Если вы собираетесь в датский «Леголэнд», то по пути стоит заехать в Вайле, что в 35 км от знаменитого парка развлечений. Этот небольшой старинный город, известен своими странными скульптурами, которых здесь несколько десятков.
«В интернете ты едва ли что найдешь про город Вайле, — так ненавязчиво отшил меня гугл. Добавив, правда, при этом, что «датский Вайле славен странными скульптурами».
Скульптуры начались прямо от входа в гостиницу «Central Vejle hotel”. Напротив нее, перед входом в бассейн (куда проход для постояльцев отеля бесплатный), бронзовел посетитель, вытянув вперед голую ногу. «Поскользнулся, упал, очнулся, гипс», — ностальгически пронеслось в голове.
Вдоль реки, бегущей от отеля в центр города, группами стояли воткнутые в землю куски арматуры, сигнализируя, видимо, что арматурный цех должен находиться где-то рядом. Ближе к центру железные трубы приобретали конкретные очертания, превращаясь в кузнечика, сидящего в траве и понуро уронившего в нее свою голову-шар.
Дальше — скульптуры становились больше. Огромный викинг в маске, у раздвоенного русалочьего хвоста которого стайками собирается молодежь. Мужик-пловец, изо рта которого бьет бетонный фонтан. Минотавр (видимо), стоящий в воде настоящего фонтана. Затем два странных существа, сидящие на разных концах скамейки и протягивающие друг другу руки.
Довершал череду странных памятников центральной улицы — покосившийся уличный фонарь. И если ошарашенный путник думал, что это уже все, то он глубоко ошибался. Перед очистными сооружениями города его ожидали громадные зеленые конусы, тянущиеся к небу. — Елки, наверное, — думал путник. А напротив, через дорогу, раскинулось поле магазина надгробных памятников: гранитные книги , сердечки, но больше всего потрясал метровый шар — копия мяча для гольфа в ненатуральную величину.
Даже памятник в честь окончания Второй мировой в городе Вайле — уникален. Это голый мужчина, стоящий лицом к заливу, с очень воинственным причинным местом.
«Шекспир» в церкви
Однако без рассказов людей город кажется интровертом. Народу на улицах мало,и на оживленный туристический центр Вайле не похож. Он возник в середине 13 века. Подъем ощутил 150 лет назад, когда тут стало развиваться текстильное производство, а на обширных окрестных полях выращивали скот и разводили лошадей.
Нынче промышленность сводится к заводу по производству жевательной резинки, небольшому порту и автомастерским. В городе предпочитают селиться люди, вышедшие на пенсию: тут и свой домик, и сад, и до внуков недалеко (Вайле географически удобно расположен).
По воскресеньям народ идет в церковь. Помимо старых построек, из которых действуют не все, есть и новые здания, мало похожие на церкви в нашем представлении. В школах с младших классов изучают историю религии. Причем, этот же преподаватель может обучать пению, игре на фортепьяно и флейте. Проповедовать в школе запрещено.
«Наши люди делятся сейчас на тех, кто ходит в церковь, на тех, кто не ходит, но верит в бога, и на «считающих себя духовными», — говорит Карл, вышедший на пенсию священник. «Домашняя» церковь Карла как раз новая. Невысокое плоское здание из красного кирпича с башней квадратного сечения посередине. На окнах витражи, как будто написанные детской рукой. Перед входом корзина с яблоками. Алтарь — сплошная стена золотого цвета со струящимися вниз каплями.
Вошла священник-женщина, в черном облачении и белым воротником, таким же, с каким рисуют Шекспира. Робко улыбнулась и села в уголке у алтаря, дожидаясь, пока стихнет колокольный звон. Заиграл орган, началась служба. После нее священник (странно звучит на русском, потому что это женщина) вышла в холл, предложила всем выпить кофе и с каждым попрощалась.
«Удивляетесь, почему на мне столь странный костюм? — спросила она меня. — Все просто. Когда была реформа церкви, Лютер сказал всем служить в повседневной одежде. А то, что сейчас на мне, и было повседневным в 16 веке. А воротник такой большой из-за того, что в те времена носили парики, и сыпалась с них пудра на плечи.»
Обращаются прихожане к священнику по имени — Туве или пастор Туве.
Вторые по счастью
Всех встретившихся мне жителей Вайле я озадачивала вопросом: — А какие вы, датчане? Чем отличаетесь от всяких прочих шведов?» Кто-то отвечал, что ничем. А кто-то говорил, что датчане — вторая по «счастливости» нация в мире (обладателей первого места никто, кстати, вспомнить не мог). А все потому, что «мы, датчане, доверяем друг другу».
А если, говорю, вы такие счастливые, то почему у вас в одежде преобладают черные тона? На что мне был дан ответ: — Черный цвет стройнит!»
Тянутся к прекрасному
А еще жители Вайле любят природу, и каждый наперебой вызывался показать парк, «где олени». Парк располагается в черте города. Холмистый, чистый, огорожен металлической сеткой как загон. Калитку на входе принято закрывать на щеколду, чтобы олени не разбежались.
Мы бегали с холма на холм в поисках оленей, но напрасно. И, о чудо! Наш провожатый застыл в охотничьей стойке и указал рукой куда-то вдаль. Там, в кустах, мелькнули четыре светлые задницы и скрылись. Парнокопытные почему-то оказались снаружи ограждения.
«Они едят наши розы!» — жаловались обитатели близлежащих домов. «Тянутся к прекрасному. Уважаю!» — подумала я.
А еще в этом парке есть святой источник, известный с незапамятных времен. Говорят, что пить из него запретили, когда Дания перешла из католичества в лютеранство. Видимо, по той же причине, что Аленушка не разрешала пить воду из всяких подозрительных источников своему братцу Иванушке. Не пей из колодца, а то католиком станешь! Сейчас площадку вокруг колодца вымостил булыжником некий энтузиаст, о чем повествует стоящая рядом табличка. А воды в нем нет: на дне камни и сухие листья.
«Зонтик» для пьяниц
В самом центре Вайле есть кафе под названием «Parasol» («Зонтик»), где шесть раз в неделю собираются те, кто потерял жизненные ориентиры — алкоголики и наркоманы. Кафе уже 25 лет, и оно второе по времени основания в Дании. Сейчас подобных мест в стране — 30.
Люди разного возраста, некоторые в экстравагантных одеяниях хиппи 1960-х, сидят за столиками и общаются. Чай, кофе, традиционные бутерброды с селедкой, яйцом и листиком салата.
По четвергам местный супермаркет кормит их бесплатно. Чтобы не воровали продукты из того же магазина. Здесь же выдают новые иглы для шприцев. Сюда же в желтое ведро выкидывают использованные. «Уколоться и забыться» можно в специальном помещении, что в 250 метрах от «Зонтика». Полиция не нарадуется: весь асоциальный элемент не болтается по улицам, а собран под контролем в одном месте.
Клаус, директор кафе и по совместительству медбрат, говорит, что здесь таким людям помогают психологи, врачи и даже финансисты. Из 45 волонтеров треть — бывшие подопечные «Зонтика». Главной причиной, почему люди выпадают на обочину жизни, Клаус называет одиночество. Кто-то развелся, у кого-то умер близкий человек.
Большинство посетителей «Зонтика» — мужчины. И количество подопечных год от года растет, а возраст снижается до 14-15 лет, что Клауса совсем не радует. Встречаются и иностранцы. Недавно «работали» с голландцем, который три запойных дня чудил в гостиницах и не расплачивался. Работу ему в Вайле не нашли, с трудом отправили на родину.
Так что, как правильно отметил классик, «не все спокойно в Датском королевстве».
Как добраться до Вайле
До Вaйле можно добраться на поезде прямо из аэропорта Копенгагена. Время в пути — около 3 часов. Правда, поезд идет ночью, что не всегда удобно. А днем можно доехать с пересадкой, поезда ходят часто. Посмотреть расписание и купить билет можно на сайте: www.rejseplanen.dk.
Другой вариант — из Копенгагена долететь до аэропорта в Биллунне (Billund), далее 35 км до Вайле на автобусе или машине.