Подземные дороги Стокгольма: как они обустроены и чем освещаются
Когда-то лишь гномы жили в недрах этих скал. Но когда люди переполнили город, они вошли в царство гномов. Вначале построили метро. Потом под землю начали убирать автомобильные дороги и железнодорожные станции. Гномы в Швеции добрые и, похоже, помогали строителям при освоении подземного пространства, поэтому получилось очень хорошо
Сentralstation и Centralen
Начать обследовать подземное царство лучше с Центрального железнодорожного вокзала (Сentralstation). Он находится на поверхности. Его старинное здание осталось неизменным. Рядом находится автовокзал, остановка Centralen. Если сесть на автобус, следующий в южном направлении, то через несколько сотен метров вы нырнете в туннель, ведущий на объездную подземную дорогу Södra länken.
Если с автовокзала или ж\д платформ поездов дальнего следования спуститься вниз, под землю, то попадете на станцию метро T-centralen – это уже царство гномов. Здесь пересекаются три линии метро. Все станции расположены на разных уровнях и связаны между собой переходами и лифтами.
Еще ниже пролегает линия пригородных поездов с веселым названием City Bana (или просто Банан). Станция городской электрички Station City находится прямо под станцией метро T-Centralen.
Про Банан
Строительство City Bana началось 24 января 2009 года, а 10 июля 2017 года Ситибанан стал частью стокгольмской городской транспортной системы. 6-ти километровый туннель проходит ниже уровня метро с двумя станциями в центре города Odenplan и Centralen. Обе станции связаны переходами с действующими ветками метро.
Туннель проходит под центром города и под озером Меларен. Так он обходит действующую железнодорожную линию и пускает поток пригородных поездов в обход Центрального железнодорожного вокзала. Линия рассчитана исключительно на пригородные поезда и городскую электричку. Это самое молодое подземное сооружение.
Метро
Самое старое подземное сооружение Стокгольма — метро — открылось в 1950 году. Вначале была только Зеленая линия, которая получилась в результате реконструкции трамвайных путей. Через 7 лет заработала Красная линия, 11 лет спустя – Синяя. Сейчас в метро 100 станций на трех линиях, из которых 48 — под землей. Подземные станции — это рукотворные пещеры в скандинавском стиле: инженерия оптимизирована и соединена с элементами декора.
На поверхности метро выглядит очень скромно. Это или обычные платформы, совмещенные с жд платформами или вестибюли домов, обозначенные буквой Т (Tunnelbana), потому что метро это «не роскошь, а средство передвижения».
Самый дешевый проездной билет можно купить в кабинке контролёра на входе. Работники обычно говорят по-английски, сами советуют, какой билет выгоднее купить и компостируют их в случае, если вся компания проходит по одному билету — есть такой выгодный вариант. После активации билета вы можете провести 75 минут в «самой длинной арт-галерее».
Знаменитая Синяя линия открылась в 1975 году. Это пещера, вырубленная в скалах, где каждая станция превращена в арт-пространство со своей тематикой. Дизайн воспринимается не как винтаж, а как очень современный. В недрах станций скрываются инсталляции, есть водопады и ручьи, вписанные в интерьеры.
Красная и Зеленая линии — это кафельная плитка, мозаика и картины. Некоторые с очень неожиданными сюжетами. Стокгольм — мультикультурный город и это отражено в дизайне. Поиск и разглядывание «интересностей» — это квест и на его прохождение 75 минут маловато. Но вы уже будете знать, куда спрятаться от непогоды и не пожалеть о потраченном времени и деньгах.
Подземная автодорога
В этот подземный автобан мы въехали через четверть часа после того, как покинули недра парома на терминале Викингов. Следовали указаниям навигатора, не ожидая увидеть чего-то особенного.
Проехали парочку обычных туннелей, потом въехали в очередной и начали удивляться, потому что ехали со скоростью 80км\час по автомагистрали, а из соседних туннелей вливались потоки новых автомобилей. Некоторые обгоняли нас и исчезали в боковых съездах. Это было больше похоже на компьютерную игру, чем на реальную реальность.
Так мы проехали по Södra länken в южной части Стокгольма. Это третий по длине в Европе подземный городской автотуннель, точнее сеть туннелей, после Мадридского и Пражского.
Södra länken построен на государственные деньги после принятия закона о запрете строительства магистралей «вблизи жилых районов внутри городов по причинам шума и загрязнения». И чтобы уменьшить трафик внутри города, часть потоков отправили под землю. Начали строить в 1997 году, а 24 октября 2004 года туннели наполнились машинами.
Освещение туннелей
Освещение — это мой профессиональный интерес. Поэтому мой ум инженера с восторгом воспринимал эти инновационные сооружения, а взгляд подмечал, как организовано их освещение. В туннелях нет естественного освещения, поэтому искусственное должно быть сделано технологично и так, чтобы не мешать участникам движения бликами и световыми пятнами.
Равномерное освещение в туннелях достигается тем, что применяются линейные конструкции светильников, выстроенные по длине туннеля в пунктирную линию. Световые линии повторяют контуры пространства, становясь еще одной архитектурной деталью. Нигде нет спотов (точечных источников света), потому что они создают световые пятна, этим разрушают архитектурную ритмику и затрудняют восприятие объектов.
Технологичность решения еще в том, что кабельные лотки используются дважды: для прокладки кабеля и для подвеса светильников. Лотки, смонтированные по поверхности, тоже стали частью дизайна. Это так называемый стиль техно, а принципы инженерного обустройства пространства называют скандинавским функционализмом.
Видео про подземные дороги