Маски-шоу по-японски
Самый ходовой товар в Японии — медицинские маски на лицо. Иногда магазины отпускают лишь по две упаковки в руки.
Самый ходовой товар в Японии — медицинские маски на лицо. Иногда магазины отпускают лишь по две упаковки в руки.
В Токио, Осаке или крошечной деревне сразу бросается в глаза количество людей в медицинских повязках на лицах. Таможенники и продавцы рыбных магазинов, аптекари и артисты, топ-менеджеры и студенты, банковские служащие и учителя, фермеры и водители…
Даже многие девочки-мальвины в Харадзюку (Токио) — районе модных магазинов — не стесняются носить хоть элегантные, но маски. Первая мысль — из-за Фукусимы, но японцы только смеются: «От радиации такие маски не помогут». Зато они защищают от пыльцы растений, бацилл, загрязненного воздуха и запахов.
Весенняя эпидемия
Весной людей в масках особенно много. Казалось бы, после каменных джунглей японских городов и городков где, как не на природе, расслабиться и подышать свежим воздухом. Но, увы, многие горожане, именно выезжая за город, вынуждены надевать маски. Как только расцветает природа, в стране начинается почти национальное бедствие — kafunshou — аллергия на пыльцу растений. По количеству аллергиков Страна восходящего солнца занимает лидирующее место в мире.
Вот и 55-летний Такеси, когда повез меня в горы, надел маску. А в Токио он ходил с открытым лицом, там у него нет проблем… «У меня аллергия на пыльцу японского кедра, или суги. Таких аллергиков у нас в Японии — 12-13 % всего населения», — замечает Такеси. При разговоре он снимает маску, но, когда садится за руль, снова ее натягивает.
На самом деле это вовсе не кедр, а криптомерия — дерево из семейства кипарисовых. Моду на него сперва ввели храмовые служители, а после поражения Японии во Второй мировой войне сотни гектаров этого дерева посадили, чтобы быстро обеспечить страну стройматериалами. Сейчас такие леса занимают 12 % от всей площади земель Японии. «Это дерево активно вырубают, особенно в городах, но, чтобы полностью избавиться от суги, нужны годы», — вздыхает Такеси. Ежегодно он покупает около 100 масок, говорит, что они помогают ему, иначе из-за слез он даже не может водить машину.
Марлевый прогресс
В любом заштатном супермаркете — от трех до 10 видов этих изделий в небольших упаковках (но, конечно, не в разгар эпидемии). Впрочем, это для забывчивых. Обычно японцы заблаговременно покупают большие упаковки — так дешевле. Ведь каждая маска служит только один день, а каждому аллергику они нужны десятками.
Защитные маски вошли в повседневный обиход почти 100 лет назад, в 1918 году, с очередной эпидемией вируса гриппа, который уносил миллионы жизней. До этого их носили лишь работники фабрик.
Японское правительство призывало всех носить маски и своего добилось. Теперь во время эпидемий гриппа и ОРВИ спрос бывает таким высоким, что маски буквально сметают с прилавков, а заводы не успевают производить все новые и новые партии. Некоторые магазины даже вывешивают таблички: «Отпускаем не больше двух упаковок в одни руки».
Хоть завязочки пришей
Первые маски делали многоразовыми, на каркасе из проволоки, из синей или черной ткани (чтобы грязь была не очень видна). Теперь они сильно изменились — их производят белого, голубого и розового цветов, хотя есть и с веселыми картинками. Они стали объемными, но в то же время очень плотно прилегают к лицу, чтобы не пропустить даже мельчайшие пылинки. Ученые ведущих научных центров постоянно разрабатывают новые ткани, применяя все более сложные технологии. Дизайнеры тоже стараются угодить на любой вкус — придумывают модели с орнаментами, вышивкой, украшениями. Даже показы моды не обходятся в Японии без медицинских масок.
Любопытно, что ни в какой другой стране мира маски не получили такого распространения. «Это просто сумасшествие! — не одобряет своих соотечественников Аска Хисано из Осаки. — Я выхожу на улицу и не могу видеть лица сотен людей! Только маски! Никто в мире больше не болеет этой странной масочной эпидемией. Лишь соседи-корейцы, но далеко не в таком масштабе. Эта мода подогрета рекламой производящих их компаний».
Дело уже дошло до того, что абсолютно здоровые молодые люди постоянно носят медицинские маски, снимая их только во время еды или сна. Явление уже получило особое название — «дате».
Надеваю и я маску, хожу-брожу по Петроградской стороне, возможно, она защитит меня от городской пыли? Мне не очень комфортно, непривычно. А окружающие смотрят на меня кто с интересом, кто с опаской.
В России спрос на маски пока мизерный. «Максимальный спрос у нас наблюдался в период пандемии гриппа в 2010 году, — говорит генеральный директор сети аптек «Первая Помощь» Александр Семенов. — Ажиотаж был вызван глобальной информационной кампанией и даже истерией по поводу гриппа и случаев с летальным исходом. Но в целом в России нет понятия внутренней культуры в отношении профилактики болезней — как минимум носить маску в период собственной болезни, чтобы не заражать других, и, конечно, в период массовых эпидемий, чтобы не заразиться в общественных местах».
Кроме всплеска продаж в связи с пандемией пожары в Московском регионе также способствовали еще одному скачку. «После этого уровень продаж в штуках не снижался. В год наша сеть продает до 100 тыс. масок», — говорит Александр Семенов.
В день в Японии продается несколько миллинов масок.