Игарка: музей вечной мерзлоты
В Игарке, есть нечто особенное, ради чего путешественнику стоит сделать остановку в этом городке. Это Музей вечной мерзлоты. Больше нигде в мире такого не найти, что вполне закономерно– ведь нигде в мире не было ГУЛАГа. Кайлами и ломами ссыльные вырубили в промерзшем навсегда грунте лабиринт галерей и камер площадью в полтысячи квадратных метров.
В Игарке можно снимать фильмы про войну, не тратясь на декорации.
Среди величественных руин Дворца культуры найдутся ракурсы, напоминающие и Сталинград, и Берлин, и даже античные амфитеатры, разрушенные варварами. Остатки лесопромышленного комбината сгодятся для какой-нибудь антиутопии про жизнь на Земле после нашествия марсиан.
Целый район двухэтажных деревянных домов еще недавно напоминал сожженные фашистами деревни, но в конце концов эту территорию решили рекультивировать, и теперь остались лишь намеки на бывшие улицы и проспекты.
Полвека назад здесь было почти 30 тысяч жителей, сейчас осталось от силы четыре, а промышленный город с большим речным и морским портом превратился в перевалочный пункт для снабжения Ванкора — главного источника богатств «Роснефти».
Вахтовики прилетают в местный аэропорт на больших самолетах и пересаживаются на вертолеты, летающие на нефтяное месторождение с регулярностью рейсовых автобусов.
И все же именно тут, в самой середине снесенного района, неподалеку от развалин Дворца культуры, есть нечто особенное, ради чего путешественнику стоит сделать остановку в Игарке.
Это Музей вечной мерзлоты. Больше нигде в мире такого не найти, что вполне закономерно– ведь нигде в мире не было ГУЛАГа, трудом заключенных которого был создан этот подземный комплекс.
Кайлами и ломами они вырубили в промерзшем навсегда грунте лабиринт галерей и камер площадью в полтысячи квадратных метров. Там всегда стоит мягкая зима, с температурой немного ниже нуля — и в 50-градусные морозы долгой полярной ночи, и в редкие дни короткого северного лета, когда наверху случается тропическая жара.
С 30-х годов ученые проводили в секретной подземной лаборатории эксперименты, чтобы понять — что такое эта мерзлота, как на ней жить, строить, и какая от неё может быть польза. Они сжимали и проверяли на прочность смерзшийся грунт, замораживали жуков, мух, божьих коровок, ершей, ящериц, шмелей, бабочек.
Таким же экспериментам подверглись и научные труды мерзлотоведов — в музее и сегодня показывают книги и журналы в прозрачных ледяных кирпичах. Как такие книги читать, могут ответить только ученые.
В 1945 году был проведен еще один весьма рискованный эксперимент. Главный риск для тех, кто его придумал, заключался в политическом уклоне — ведь теперь заморозили, пометив в специальный ящик, газеты военных лет, в которых могли быть и статьи Сталина.
Но все обошлось благополучно, эксперимент, в отличие от сталинской эпохи, еще не закончен. Как влияет вечная мерзлота на сохранность исторических документов, станет ясно в 2045 году — лишь тогда ящик надо вскрыть.
Когда пришли более гуманные времена, секретная лаборатория стала музеем. Были даже планы вырубить этажом ниже круговой тоннель с ледяной дорожкой и устроить в нем каток. Но не сложилось.
Во-первых, потому, что там слой вечной мерзлоты не такой монолитный, он подтаивает от земного тепла. А во-вторых, не осталось заключенных, которым можно было бы дать в руки кайло для новой стройки. Но и без катка музей сегодня впечатляет.
Тех граждан РФ, которые не пожалеют 160 рублей (для иностранцев за аналогичную услугу установлена красивая цена 222 руб.), оденут в модную теплую куртку, и по крутым ступеням спустят на 14-метровую глубину, и блондинка-экскурсовод подробно объяснит, что к чему (без блондинки под землю не пустят).
Стены и пол длинных галерей и просторных камер покрыты шубой гигантских ледяных игл. Среди них живописно расставлены те самые объекты научных экспериментов – замороженная живность, книги, газеты, а также кайло и топор (с трогательными табличками «кайло» и «топор») — чтобы понятней было, как все это создавалось.
Чтобы дети не пугались, для них в отдельную камеру посадили чучела доброго Деда Мороза со Снегурочкой, подсветив их синими лампочками. Но это как раз не самая лучшая часть экспозиции — финский Йоулопукки в Рованиеми лучше, потому что живой и румяный.
После возвращения на земную поверхность можно осмотреть еще одну часть музея, посвященную истории 503-й стройки — очередного грандиозного сталинского проекта ценой в несколько сотен тысяч человеческих жизней.
Железная дорога от Оби до Енисея осталась недостроенной — Сталин умер, заключенные освободились, рельсы, шпалы и паровозы год за годом все глубже уходят в болота и мерзлоту. Возле музея есть даже кусок дороги — конечно, муляж. Чтобы увидеть остатки настоящей, надо часа два лететь на вертолете.
До Игарки же можно добраться из Красноярска самолетом часа за два или теплоходом дня за три.