Последний поклон корпораций
Кладбище Окуно–ин в 1,5 часа езды от Осаки — самое знаменитое и престижное в Японии. Крошечное место здесь стоит до $1 млн. Среди поросших мхом каменных столбиков, некоторым из которых под тысячу лет, взгляд натыкается на современные гранитные плиты с названиями японских корпораций - Panasonic, Nissan, Ueshima Coffee Company, Sharp, Toyota, Kubota и др.
Японские компании не только платят зарплату и отправляют на стажировку, но и хоронят своих сотрудников.
Кладбище Окуно–ин в 1,5 часа езды от Осаки — самое знаменитое и престижное в Японии. Быть похороненным здесь — это все равно что на Красной площади в Москве. То есть очень и очень почетно… Кладбище древнее, большое — 200 тыс. каменных монументов на нескольких десятках гектаров земли. Крошечное место на Окуно–ин стоит до $ 1 млн.
Среди поросших мхом каменных столбиков, некоторым из которых под тысячу лет, взгляд натыкается на современные гранитные плиты с названиями известных и не очень известных японских корпораций.
— Тут покоятся топ–менеджеры? — спрашиваю я. В глазах японских провожатых, среди которых руководитель и владелец производственной компании, мелькает тень удивления.
— Нет, нет, это могилы обычных сотрудников…
— И рабочих?
— Да, конечно… Вся работа одинаково важна для компании.
Фирменная могила
Корпоративные могилы, которых здесь десятки, делят пространство с могилами выдающихся деятелей и бывших членов правительства. Названия одних компаний написаны латиницей, других — только на японском.
Самая большая принадлежит Panasonic Corporation. Вот корпоративная могила Nissan — ее стерегут скульптуры то ли воинов, то ли рабочих. Вот могила Ueshima Coffee Company (UCC), производящей кофе: выполнена в форме огромной мраморной чашки, в которой перемешан прах верных сотрудников компании. Вот могила самолетостроительной фирмы Shin Meiwa Industry Co — здесь стоит 15–метровая алюминиевая копия американского космического корабля Apollo 11.
Есть могилы Sharp, Toyota, Kubota и большинства самых известных японских компаний и еще десятки памятников — фотографам, портным, пивоварам, производителям бытовой химии и другим. Работники в Японии и после гробовой доски остаются частью своей компании.
У каждой компании свои правила в сфере того, память о ком она будет увековечивать на престижном Окуно–ин. Кто–то хоронит здесь только тех, кто проработал в компании 40–50 лет и более, кто–то удостаивает этой чести практически всех, кто–то ставит памятники тем, кто погиб, выполняя свой профессиональный долг.
В одних могилах действительно лежит прах сотрудников (причем он может быть разделен между семейным захоронением и корпоративным), другие могилами на самом деле не являются — это лишь монументы в память о тех, кто работал в компании.
Не стоять на месте
Случается, что корпоративные могилы изменяются вместе с компаниями. Так, в 1938 году Коносуке Матсушита, владелец компании Matsushita Denki, купил здесь участок, чтобы увековечивать память своих сотрудников. Его компании было тогда 20 лет. «Бизнес — это люди», — говорил этот бог менеджмента, который умело мотивировал персонал не только на повседневный рутинный труд, но и на труд творческий, изобретательский, в котором были задействованы все без исключения сотрудники. В результате его компания вышла в мировые лидеры по производству электроники. В 2008 году компания сменила имя на Panasonic Corporation, одновременно сменилось и название на гранитном кладбищенском камне.
А некоторые компании, увы, постигла иная судьба, и теперь лишь памятник на престижном кладбище напоминает, что они когда–то были сильными и богатыми.
Я фотографирую, но потом вспоминаю: перед поездкой читала, что на кладбищах в Японии нельзя фотографировать… Я смотрю на моих японских провожатых: «А можно ли здесь снимать?» — и получаю утвердительный ответ. Мало того, проходящий мимо японец, увидев нашу компанию, сам предлагает сфотографировать нас всех вместе, что мы и делаем. Япония развивается, и даже суеверия трансформируются вместе с ней.
Коррективы
Корпоративные кладбища — лишь одна из форм мотивации сотрудников. В Японии активно используют доски почета и аналоги советского соцсоревнования, сотрудников отправляют на стажировки и обучение.
Однако нынешним топ–менеджерам компаний становится сложнее мотивировать сотрудников — старые проверенные способы не всегда работают. Побывав за рубежом, молодые японцы привозят оттуда и западные ценности. Так, молодые японцы уже не хотят дневать и ночевать на работе, но желают и отдыхать, смотреть мир. И они не довольны коротким отпуском, да и то нередко разбитым на куски.
А многие японские женщины уже не хотят быть выключенными из трудового процесса на многие годы, пока ухаживают за детьми. Они хотят делить обязанности по уходу за новорожденными со своими мужьями, а затем отправлять малышей в детские садики, которых в Японии катастрофически не хватает — и вот уже корпорации задумываются над этой проблемой.
Полностью статья опубликована в газете «Деловой Петербург» от 19 июня 2012 г.