Стамбульское метро, которое не совсем метро

https://rukivboki.ru/wp-content/uploads/2012/07/Istambul_metro_01.jpg

Слово «метро» применительно к транспортной сети Стамбула сбивает с толку наших сограждан, привыкших к тому, что метро обязательно пролегает под землей. В Стамбуле метро – это связанные пересадочными узлами линии трамвая, электричек, собственно метро, автобусов и фуникулеров. Все вместе это выглядит на схеме как метрополитен любого другого мегаполиса.


Слово «метро» применительно к транспортной сети Стамбула, крупнейшего турецкого города, сбивает с толку наших сограждан, привыкших к тому, что метро обязательно пролегает под землей.

В Стамбуле метро – это связанные пересадочными узлами линии трамвая, ретро-трамвая, электричек, собственно метро, автобусов, а также фуникулеров. Все это вместе выглядит на схеме как метрополитен любого другого мегаполиса, каждая линия имеет свой цвет.

Я оказалась в Стамбуле впервые совершенно неожиданно для себя: время между рейсами в аэропорту Ататюрк позволило выйти в город и погулять. Друзья довезли меня до центра города, а обратно в аэропорт мне предстояло добраться самостоятельно. Я определила пункт назначения: надо было проехать одну остановку по желтой линии (она собственно и состояла из одной станции), потом пересесть на синюю, а затем на красную.

Ничтоже сумняшеся я забралась в метро. Поезд был странный – вагоны уступами, вся конструкция явно стояла под уклоном. Этот странный поезд ехал очень медленно, не быстрее пешехода, и совсем недолго. Уже на родине я прочитала, что прокатилась на фуникулере. Раз – и всё, приехали, можно вылезать. Где же пересаживаться? Все пути вели только на поверхность. Пришлось выйти. Тут и выяснилось, что синяя линия – трамвайная. Неприятной неожиданностью оказалось то, что при пересадке с одной линии на другую снова приходится платить. Красная же линия вообще оказалась поездом метро, которое идет частью в тоннеле, частью на поверхности.

На метро можно добраться до всех достопримечальностей, поэтому туристам советуют не экспериментировать с другими видами транспорта, которых тоже предостаточно. Есть рейсовые автобусы, и иногда они удобнее метро. Например, из квартала Енибосна до Таксима автобус идет 20 минут, в то время как этот же путь на метро займет больше часа и потребует две пересадки, а это еще и деньги – заплатить придется трижды, а не один раз. Если вы готовы разбираться в хитросплетениях маршрутов или вам есть кому подсказать оптимальный вариант, то можете попробовать. Также есть долмуши – наши маршрутки, есть, наконец, такси.

Проезд в Стамбуле можно оплатить пластиковыми жетонами, они продаются на каждой остановке в автоматах, на которых написано jetonmatik. Жетон стоит 2 лиры (около 37-40 рублей, в зависимости от курса). Но гораздо выгоднее купить Istanbulcard – пластиковый проездной (akbil), имеющий залоговую стоимость (кажется 6 или 7 лир), которую можно получить при возвращении карты.

Приобрести, пополнить или сдать проездной можно в многочисленных ларьках, торгующих прессой и всякой мелочевкой. На этих торговых точках хозяева обычно делают заметную вывеску: «Akbil». Проезд по акбилю обходится дешевле жетона, он стоит уже 1,75 лиры. Istanbulcard – сравнительно недавнее нововведение, поэтому у местных жителей еще в ходу акбили, которые выглядят как таблетка от домофона. Их можно пополнить, но купить уже нельзя. Перед поездкой я в интернете вычитала про эти «домофонные» акбили, и требовала продать мне именно такой. Бедный турок-продавец довольно долго убеждал меня, что Istanbulcard ничем не хуже. Не соврал.

Следует учесть, что ларьки, где можно пополнить средства на акбиле, как правило, работают до 6 вечера. Позже этого часа мест, где можно это сделать, становится немного, но они есть – это автоматы в центре города, где надо запихать деньги в приемник, а потом приложить свой акбиль к указанному месту, чтоб его намагнитить. Было страшно, что автомат только съест деньги и всё, но у меня шаманство сработало.

Трамвайные и автобусные остановки находятся посреди проезжей части. Автобусы-«метробасы» ходят по выделенным полосам в центре улицы за сетчатой оградой. Трамвайные пути на всем продолжении заграждений не имеют, стеклянные заборчики есть только на небольших участках возле остановок. На каждой остановке стоит стеклянная будка, где сидит контролер, наблюдающий за тем, чтобы не пролезли безбилетники, и стоят турникеты.

Трамваи и электрички Стамбула имеют еще одну очаровательную особенность: если двери закрылись, но трамвай еще не тронулся, на дверях зеленым светом горит кнопка, на которую можно нажать, и двери снова откроются. Только лишь состав трогается, кнопки гаснут, и на ходу запрыгнуть уже не удастся. Эта же кнопка дает возможность трамваю стоять и собирать народ на конечной остановке с закрытыми дверями, не давая вошедшим пассажирам, например, продрогнуть на январском сквозняке.

Если вы передвигаетесь по городу не в одиночку и не намерены расставаться, то вы можете ездить по одной Istanbulcard. Один из вас может щелкать картой на турникете, пропуская вперед всех попутчиков, а потом пройти по ней сам. После прохода карта не блокируется ни на секунду (в Петербурге карта проездной не срабатывает еще долго — таким образом наши власти пытаются пресечь спекуляции). Мало того, поскольку в течение 2 часов после первого прохода через турникет действует скидка, пропуск второго пассажира обойдется уже в 1,25 лиры. Если же вы едете один, то вы просто заплатите меньше при пересадке. Третья поездка опять будет стоить 1,75 лиры, четвертая (если перерыв меньше 2 часов) – 1,25 и так далее, пока на карте не кончатся деньги. Тарифы не всегда могут быть такими, например, берется дополнительная плата при пересечении моста через Босфор из Европы в Азию.

Про пересечение Босфора надо сказать отдельно. Общественный транспорт в Стамбуле все же не назвать дешевым, и это минус. Сорок рублей за проезд, и пересадки нужны очень часто. Например, отдельно плати за фуникулер от Кабаташа до Таксима – три минуты удовольствия, медленный поезд на канатной тяге в толще горы. Ну или пешком лезь целый час в гору (я от жадности один раз полезла, после чего уже более охотно платила за фуникулер). Но есть в транспортной системе Стамбула и плюсы даже для Скруджей МакДаков: паромы между частями света стоят как и метро — до 2 лир в зависимости от способа оплаты. Ходят они каждые 15 минут с раннего утра до позднего вечера. На пароме можно очень дешево перекусить или просто выпить чашку чая или салепа. Меня от паромов было не оттащить: я постоянно каталась туда-обратно из Европы в Азию: дешево и сердито!

Stambul_transport_4

Это та часть стамбульского метро, которая похожа на нормальное метро

Stambul_transport_5

В отличие от нашего метро, турки не забывают об инвалидах: на станциях есть лифты для колясок

Stambul_transport_6

Стамбульское метро проходит почти на поверхности, этот эскалатор ведет в город

Stambul_transport_11

Указатель метро такой, что не спутаешь ни с чем другим

Stambul_transport_2

Пешеходная улица Истикляль (в переводе — улица Независимости). Единственный транспорт, который ездит по ней — это ретро-трамвай

Stambul_transport_1

В новых районах Стамбула трассы очень широкие. Посередине — остановки метробусов, которые ходят по выделенным полосам

Stambul_transport

Паромы через Босфор ходят каждые 15 минут. Они самые разные, есть небольшие, как на снимке, а есть вмещающие несколько тысяч человек

Фотографии: Марина Зимина

Что еще почитать: