Из Петербурга в Мурманск посмотреть на ледокол «Ленин»
«Ленин» - атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. В море он вышел в 1959 году и проработал 30 лет. Сейчас он стоит в Мурманске. На ледокол теперь может попасть любой желающий – это музей. Сейчас на ледоколе работают 30 человек. В те годы, когда он еще не был музеем – 250.
«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. На ледокол, который стоит в Мурманске, теперь может попасть любой желающий – это музей.
— В Мурманск? На машине? В один руль? Зимой? Это друзья. Маме я вообще благоразумно ничего не сказала. А вы бы отказались съездить на специально организованную для столичных и питерских блоггеров экскурсию по старейшему атомному ледоколу?
Да, дорога не простая. Узкая, поворотливая. Но и не такая ужасная, как о ней пишут на портале, посвященном федеральным трассам. За трое суток путешествия на пожилом «фокусе» только лампочка в фаре перегорела. «Чистыми», за вычетом небольших перерывов на отдых, заправки, обед, прогулки по Петрозаводску и к водопаду Кивач, поездка в один конец занимает 15 часов.
Есть один действительно очень сложный участок – примерно между Кандалакшей и Апатитами. Здесь нужен опыт, концентрация и, пожалуй, талант. К счастью, за рулем был талантливый водитель. Мы въехали туда уже очень ночью, оставив позади большую часть пути и большую часть сил. И попали одновременно в густой-густой туман и сильную метель. Слева – встречные, справа – заснеженная обочина.
Оценить видимость в метрах я не возьмусь, потому что те несколько часов, что мы крадучись, наощупь угадывали повороты (на обратном пути осмотрелись – их немало), я сидела, закрыв глаза. Потом мурманчане сказали нам, что «там всегда так». В остальном дорога скорее утомительна, чем всерьез опасна. Конечно, если ехать внимательно.
Не клевать носом и успешно преодолеть путь помогают:
- Разнообразная музыка. Ключевое слово – разнообразная, нужно, чтобы постоянно менялись стиль, тембр голоса исполнителя, темп, язык. Можно брать даже то, что обычно раздражает: раздражение – тоже «будильник». В один конец нужно гигабайта полтора.
- Вода. Лучше именно вода, чистая. Пьешь – не спишь. Потом – хочешь-не хочешь останавливаешься. Опять микро-прогулка, голова перезагружается, глаза отдыхают, ноги разминаются. Еще термальная вода для лица – очень полезная вещь. Барышням помогает сохранить живой кожу, пересыхающую от сухого и нагретого воздуха в салоне, водителя можно «полить» для бодрости. Только не внезапно ))
- «Лидер». Идти за кем-то, кто знает путь и двигается с адекватной скоростью – легче, чем ехать по незнакомой дороге в одиночестве. Поэтому найдя себе «проводника» мы старались его далеко не отпускать.
Есть – только там, где стоят дальнобойщики, там, где они тоже обедают. Вполне сносно кормят на заправке ТНК под Беломорском. Что удивительно, и кофе там прилично варят. По пути в Мурманск, кстати, там же имеет смысл хорошенько заправиться, поскольку следующие 200 километров ни пунктами питания, ни заправками не порадуют.
В Мурманск мы въехали утром. И тут я поняла, что нельзя нарушать главную заповедь путешественника – выспись накануне и даны тебе будут силы и хорошее настроение. Пассажиров касается в полной мере. Поскольку на исходе вторых суток без сна (ночь накануне поездки я собирала тот самый многогиговый саунд-трек), я оказалась даже не бесполезна, а откровенно вредна для своего компаньона – от утомления нервы пошли вразнос.
Спать посреди чужого города, в верхней одежде, свернувшись на переднем сиденье – можно и очень успешно. Только обязательно проверьте все двери и багажник. Лучше два раза. Мы так чуть не лишились компьютера. Понятно, что спящие тела в машине с «чужими» номерами – привлекательная приманка для «нехорошего человека».
На ледокол «Ленин» может попасть любой желающий, причем бесплатно. Нужно только прийти на морской вокзал в определенное время. Собравшуюся группу приглашают на борт и сопровождают, рассказывая о том, что здесь где и зачем. В конце ноября 2009 года экскурсии проводились в 12, в 13 и в 14 часов дня.
Экскурсия, ради которой мы проехали почти полторы тысячи километров, однако, была особенной. С блоггерами встречались лично капитан и старший механик судна. Именно они произвели на меня, довольно равнодушную к технической стороне вопроса, наибольшее впечатление. Они, как бы это… настоящие. Хрестоматийные, такие, какими моряков рисуют в детских книжках и показывают в кино, но при этом – настоящие.
Любовь к своему делу, делу всей жизни (что уже редкость, если не дикость в наше время) – не показная, интерес к людям и миру вокруг – искренний, желание говорить и говорить о своем корабле, о своих путешествиях – живое и при этом — серьезное. О белых медведях, однажды чуть не убивших его (спас летчик, заметивший с высоты попавших в окружение полярников, — пролетел низко, спугнул), старший механик рассказывает едва ли не с нежностью, называет их «мишки». «Их же издалека не видно в Арктике. Только черный нос может выдать. Идешь, смотришь – черная точка среди белизны – значит там мишка. А лапой нос прикроет – и все, не увидеть вообще». Позиция сильного. Позиция человека. «Соль земли», — наверное, это о них.
Сейчас на ледоколе работают 30 человек. В те годы, когда он еще не был музеем – 250. Женщины были. Но, не смотря на то, что многие из них имели высшее техническое образование, работали исключительно в сфере обслуживания – поварами, уборщицами, медиками. Кстати, здесь целая клиника – с рентгеном, операционной, — ведь ледокол мог находиться в рейсе больше года, он абсолютно автономен (пока не закончится пища). Все необходимые детали для ремонта механизмов производились тоже на борту. Этот цех работает и сейчас, в музей его еще так и не переоборудовали.
Вообще, впечатление от экскурсии – гордость, восхищение и какая-то грусть. Величие и забвение. Мощь и заброшенность. Гордость и стойкость.
Сам Мурманск – стая движущихся огоньков. Такое ощущение, что город все время движется, меняет очертания, мигает, растворяется, появляется снова. Он трехъярусный, наверное, поэтому. Движение, дома – не в одной плоскости. На 20 километров – 16 озер. Один из районов завораживает своим названием – Долина Уюта. Одно из озер, правда, из этого состояния ловко выводит: пришло же кому-то в голову назвать озеро «Портянка».
На обратном пути мы любовались дорогой, которую проскочили, не заметив, ночью. Белые вершины гор, скалистые «берега» заснеженной трассы, бесконечное небо, даже солнце выглянуло. Прогулялись у метки Полярного круга. Правда, привязать ленточку и загадать желание не сообразили. Заехали к водопаду Кивач.
Снег, скалы, луна и водопад…Если в Мурманске вас ничто не ждет, проедьте хотя бы эти 500 километров. В идеале – в полнолуние. Впечатления – на грани религиозного опыта: что-то, определенно больше тебя, восхитительно прекрасное. Наверное, еще, это имеют в виду англоязычные авторы песенных текстов под словосочетанием «Larger than life».
Справка
Расстояние в один конец – 1,4 тысячи км, время в пути в один конец — 15 часов «чистыми», 21 час со всеми остановками.
Расходы (всего):
-бензин, омыватель, лампочка в фару — около 6 тысяч руб,
-обед на двоих в ресторане «Карельская горница» в Перозаводске – 1,2 тысяч руб
-обед на двоих на заправке ТНК — около 300 рублей ))
-штрафы за весь путь — около 500 рублей
В Мурманске:
-дешевая гостиница (от 600 рублей за ночь) – «Моряк»
-купить поесть – «Окей» (есть два магазина)