Ювяскюля, город правильного света
Северный финский город Ювяскюля, лаконичной архитектурой вписанный в природный ландшафт, несколько лет назад получил международную премию Сity.people.light и был признан лучшим «Городом света». Чтобы понять, за что мировая световая общественность выделила именно этот город, мы приехали в Ювяскюля до наступления темноты
В Ювяскюля нет ярких рекламный щитов и сверкающих вывесок, нет медиа-фасадов и прочих достижений светотехники. Все очень сдержанно и функционально. Чтобы понять, за что мировая световая общественность выделила именно этот город среди множества других, мы приехали в Ювяскюля до наступления темноты и стали обследовать городскую систему освещения.
Ювяскюля известен как город архитектора Алвара Аалто. Здесь он учился в лицее и открыл бюро, где принимал заказы на частные дома. В городе и окрестностях сохранилось около полутора десятков зданий, построенных им еще в 1920-е годы и позже. Это — городской театр, университет и художественный музей, в котором теперь расположился мемориальный музей самого архитектора.
Мы прошлись по улицам и сконцентрировали внимание не на фасадах зданий, а на уличных фонарях.
Помимо домов и мебели Аалто проектировал еще светильники. Эти светильники выпускаются до сих пор. Еще в 1935 году Аалто, его жена и несколько единомышленников основали компанию Artek, что значило арт+техника. Сегодня это один из ведущих финских дизайн-брендов, владеющий правами на их ремейки.
Мы увидели, что осветительный столб превратился из простого столба в артобъект, разновидность городской скульптуры, создающей настроение и стиль.
Разнообразие формы уличных светильников (осветительными столбами их уже не назвать) бесконечно: от кича в виде торшера напротив здания по проекту Алвара до «летающих тарелок» на подвесах в здании железнодорожного вокзала.
Стиль «Техно» максимально проявлен на площади перед центром Технополиса, точнее – это крыша подземного паркинга, на которой может развернуться ярмарка или городской каток.
С наступлением темноты стало очевидно, что функционализм – это и стиль, и финская ментальность одновременно. Отношение у северных народов к свету – очень трепетное, потому что свет в этих широтах – ценный ресурс. По этой причине, ночное освещение в первую очередь, создавалось для комфортного перемещения жителей города в темное время суток.
Когда солнце село за сопками, город наполнился светом как бы изнутри домов. Свет исходил от витрин, из-под козырьков остановок, с фасадов. Получилось так, что внизу домов светло, а на верхних этажах можно спать спокойно: свет уличного фонаря не станет назойливым освещением твоей спальни. Да и конструкция уличных фонарей такова, что свет падает сверху-вниз.
Сам фонарный столб и его установка – значительно дороже, чем смонтированные световые приборы на фасадах зданий. Поэтому столбы с фонарями установлены там, где невозможно осветить пешеходные дорожки другим способом. Получается очень комфортное световое пространство для пешеходов и многочисленных велосипедистов. А автомобильный транспорт может о себе позаботиться сам, считают создатели концепции освещения города.
После реализации этой концепции город Ювяскюля стал известен как «Города света». Здесь нет азиатской пестроты, бегущих огней по фасадам или столбов разноцветного света, уходящих в небо. Не к чему это жителям северного города. В этих широтах жители уже могут любоваться настоящим северным сиянием, а не его рукотворной копией.
Однако, для любителей праздника показывают световое шоу местами и по расписанию. Цветная подсветка появилась недавно, она не является освещением, а только создает дополнительную раскраску объектов. Самые новейшие инсталляции демонстрируются каждую осень во время мероприятий «Города света». В зависимости от времени года световое шоу выглядит по-разному.