Как пьют чай в Узбекистане

https://rukivboki.ru/wp-content/uploads/2009/12/Uzbekistan_Drinkingtea_89.jpg

Чай в Узбекистане пьют перед обедом. Сначала чай, а потом плов, а не наоборот. К чаю подают сухофрукты, орехи, лепешки, фрукты. Сейчас не знаю, но тогда пили, в основном, зеленый самаркандский. Продавали самый дешевый зеленый чай без фольги. Наш прораб хранил его с пачками сигарет "Прима" без фильтра. Говорил, что запах табака соединяется с чайным и получается новый букет.


Это было давно. В 1976 году я по распределению приехала в Фергану и работала бухгалтером в УзСельЭлектроСтрое. С удовольствием знакомилась с местным колоритом.

Чай в Узбекистане очень почитаемый напиток. Сейчас не знаю, но тогда пили, в основном, зеленый самаркандский. Помню, продавали самый дешевый зеленый чай без фольги.

Наш прораб хранил его с пачками сигарет «Прима» без фильтра. Говорил, что запах табака соединяется с чайным и получается новый букет. Чай мужчины пьют в чайхане-в чайных, узбекских женщин в чайхане в то время не встречала.

Чай пьют перед обедом. Сначала чай, а потом плов, а не наоборот. К чаю подают сухофрукты, орехи, лепешки, фрукты (виноград в основном). Сахарный песок не видела никогда.

Заваривают чай в маленьких заварных чайниках. Ополаскивают чайник крутым кипятком, кладут заварку, заливают на 1/3 чайника, настаивают, затем доливают до полного и делают 3 раза «кайтарма»(перемешивают),-т.е. наливают чай в пиалу тонкой струйкой и возвращают в чайник — и так три раза.Чай должен быть светлым, горьковатым, не сладким, когда пьешь чай, язык кажется «шершавым» от терпкого чая.

В пиалушку чай наливают с «уважением»,то есть на 1/3, ни в коем случае не целую. Так чай остывает и гость не обжигается. Наливают чай в пиалу и протягивают гостю левой рукой, правую кладут на левую часть груди, т.е. от сердца и наклоняют голову вперед-«олинь»(угощайтесь). Жарким летом пьют как горячий чай, так и заваренный заранее и охлажденный в холодильнике.

Я удивлялась тому, как палящим летом узбеки носят ватные халаты-чапаны, еще и пьют горячий чай. Оказывается, халат защищает от палящего солнца. При чаепитии человек потеет, халат становится влажным и охлаждает тело, вот как:). А в Фергане тогда было 50 градусов в тени.

Еще мне нравился зеленый чай с кусочками айвы. Там айва такая душистая, пахнет так ярко, почти как ананас. Чтобы у дома был приятный фруктовый запах-айву раскладывали в комнатах или маленькие, размером с апельсин, ароматные дыньки (дыньки эти не съедобные, название не помню).

Не про чай, но интересно

Что мне показалось необычным в Узбекистане так это то, как узбеки кормят коров. Травы там нет, вся выгорает и коровы не пасутся на пастбищах- жарко. Как то я проходила мимо частного дома закрытого от чужого глаза высоким глиняным «дувалом»- забором.

Вдруг дувал закончился и я заглянула в открытую дверь. Увидела чисто выметенный двор, открытую дверь сарая и корову, привязанную за шею металлической собачей цепью. Стоит корова в прохладе и жует из «выварки»(помните, женщины раньше белье в таких кипятили) хлопковый жмых. Это, по сути, деревянные косточки -отходы от производства хлопкового масла.

На территории маслокомбината лежали огромные кучи этого жмыха. Стоило приблизиться к огромной горе жмыха, как в небо взмывала черная туча летучих тараканов. Я даже не знала, что такие существуют. Народ на окна прибивал противотараканьи сетки.

А еще в Фергане был шелкопрядильный комбинат. По распоряжению «махали» (типа местного совета) жителей обязывали выращивать тутового шелкопряда. Во дворах частных домов, почему-то под ватными одеялами, жители послушно растили шелкопряда. Одеяла периодически открывали, клали туда ветки тутовника с листьями и закрывали снова. Тутовый шелкопряд ел эти листья, развивался и рос. Когда шелкопряд окукливался, его везли на фабрику, там женщины запаривали куколок горячим паром. Находили каким то образом конец ниточки и пряли замечательный шелк. Запах от фабрики, правда, был специфический…

О фамилиях. Оказывается, окончание узбекских фамилий говорит о социальной пренадлежности , к какому роду человек пренадлежит. «Голубая кровь-белая кость»- имеет одну приставку к фамилии, потомок муллы унаследует «духовную» приставку к фамилии, простой человек без приставок. Рисунок ватного халата-чапана должен соответствовать социальному статусу владельца. По рисуноку на тюбитейке можно узнать из каких мест её владелец. Образованный человек, но из низкой социальной группы никогда не будет начальником высокостатусного гражданина.Таков был неписанный закон.

Фотографии: Татьяна Марченко

Что еще почитать: