Сицилия в эпоху ковида
В апреле из-за ковида и закрытых границ отменился наш весенний отпуск на машине вокруг Португалии. Поэтому в октябре был бы уже год, как мы без длинного отпуска, в который очень хотелось.
Выбор был не очень большой. Нам не хотелось выезжать за пределы Шенгена, чтобы не попасть на карантин по возвращении, не очень хотелось делать тест и хотелось лететь прямым рейсом, чтобы не тусоваться лишний раз в аэропортах. Так выбор и пал на Сицилию.
Для резидентов Польши не нужен ни карантин, ни тест. Нужно было поставить приложение на телефон и по прилете на Сицилию «зачекиниться» через это приложение. Плюс заполнить бумажные формы, что ты здоров. Спойлер: ни приложение, ни формы никто не проверял.
Аренда машины
Без машины на Сицилии делать совершенно нечего. Лежать на пляже 10 дней — это не наш вариант. После долгого гугления оказалось, что дешевле всего было арендовать машину через приложение RyanAir. За Ситроен C3 (автомат) на 10 дней заплатил 320 евро у прокатчика Maggiore. Плюс отдельно докупил годовую страховку для прокатных тачек за 60 евро в World Wide Insure (подробности тут).
По прилете мы отправились в офис прокатчиков, который был в 300 метрах от аэропорта. Процедура в эпоху ковида такая (возможно только у этого прокатчика):
1) Ты стоишь в очереди к стойке прокатчика (40 минут).
2) Они ищут твою бронь, берут твой номер телефона и отправляют на улицу ждать звонка (5 минут).
3) Ты сидишь на лавочке возле конторы, держишь в руках права, ВНЖ, кредитку и ждешь звонка. Потом по телефону диктуешь оператору все данные. Да, и данные кредитки тоже. Сидя на лавочке с другими такими же лохами, диктующими данные карт (минут 20).
4) Возвращаешься к стойке и снова стоишь в очереди (еще минут 20) и получаешь ключи.
Ключи оказались от Рено Твинго. Я прикинул, что размеры машин примерно одинаковые, а значит с классом авто меня не обманули, и взял ключи. На парковке обнаружилось, что она на ручке. Я, уже злой от полутора часов получения тачки, иду ругаться. На мою обоснованную предъяву, что в резервации вообще-то автомат и я специально заплатил больше, мне говорят: «Машин нет, хотите отменить заказ?». Нет, ***, не хочу. Хочу машину и на море. В общем, после небольшой перепалки выдали ключи от новенького дизельного VW Tiguan с 2000 км пробега. Я все еще злой, потому что куда я на этом крокодиле по узким улицам Сицилии? Остаться без тачки не хотелось, пришлось взять Тигуан. Но в итоге машина понравилась, особенно за 300 евро.
Накатали примерно 1400 км и потратили 120 евро за полтора бака топлива.
С первых минут вождения я охреневал от происходящего. Разметки нет, светофоров почти нет, все друг друга подрезают и не соблюдают приоритет, выезжают на встречку через сплошные, про поворотники не слышали ни разу. Улицы узкие, и все паркуются впритирку, поэтому мы ни разу не парковались на параллельной уличной парковке, всегде искали какие-то крытые или охраняемые, где риск поцарапать прокатную тачку резко уменьшается. Трасса одна и проходит не через весь остров. Остальные дороги — двухполосные, почти везде сплошная и ограничение 50. Правда, ни то ни другое не соблюдают ни водители, ни копы.
Резюмируя — без машины там никуда, но удовольствия от вождения совершенно никакого.
Катания
Катания — столица Сицилии и один из трех аэропортов. Там мы провели первые четыре ночи. Поселились в центре, в одном квартале от главной пешеходной улицы. Каково же было наше удивление, когда следующим утром мы проснулись словно на Сенном рынке. Все соседние улицы оказались заняты шмотно-продуктовым рынком, работающем часов до 3. Потом рынок сворачивается (оставляя после себя горы мусора) и открывается вновь следующим утром, часов с 6. И так каждый день.
Поздним вечером постоянно преследовало давно забытое чувство, что ты не в безопасности. В 10 вечера я вышел из отеля встретить курьера Uber Eats и наблюдал как местный мафиози (белый) собирал дань с паркующихся на его улице машин.
В самой Катании смотреть особо нечего. Стоит вашего внимания:
- Главная улица и главная площадь.
- Рыбный рынок (лучше приходить рано и не в босоножках).
- Смотровая площадка в Chiesa della Badia di Sant’Agata.
- Район между главной площадью и Castello Ursino (много атмостферных баров).
Учтите, что все рестораны (кроме кофешопов) работают с 12 до 15 и с 19 до ночи. Приходится подстраиваться под этот график. Мест для еды очень много, вот что я потом залайкал на гугл картах:
- Vuciata
- Scirocco Sicilian Fish Lab
- La Quartara
- Pasticceria Savia и Pasticceria Spinella
Таормина
В часе езды от Катании находится сильно разрекламированный город Таормина. По сути, представляет собой одну улицу с кучей брендовых магазинов. Интересности две:
- Руины древнего греко-римского театра
- Вид на Этну если хорошая погода (нам не повезло).
В остальном, как больший торговый центр. Есть две больших платных парковки, наверху и внизу. Лучше доехать до верхней Porto Catania. Недалеко есть деревня Летоянни с каменным пляжем и дешевыми лежаками (3 евро с человека).
Этна
Одной из целей нашего отпуска был подъем на действующий вулкан Этна (3326 метров). Для этого мы привезли с собой кучу снаряги: горные ботинки, трекинговые палки, теплую одежду (термобелье, непродуваемые куртки, бафы, перчатки), гидратор и даже бинокль.
Сам подъем делится на три части:
- От паркинга на 1900 до 2500 за 30 евро поднимает канатка.
- От 2500 до 2900 за 30 евро ездят полноприводные автобусы.
- А дальше до вершины только с лицензированным гидом-вулканологом.
Подъем с гидом в составе группы (в нашей было 15 человек) до вершины стоит 90 евро с человека, автобус и канатка включены в стоимость. Мы поднимались с англоязычным гидом, но букали через парня в ФБ. Обычно он водит сам, но в тот день отдал заказ другому гиду той же компании. При выборе гида нужно очень внимательно читать их сайты, а лучше писать им в ФБ или Whatsapp и спрашивать, доводят ли они до вершины или только до 2900 (куда можно доехать и самому на автобусе). Мы в итоге поднялись до 3267, а дальше из-за вулканической активности идти было опасно.
Нужно быть готовым к тому, что наверху очень холодно (примерно +5, когда у моря +30), дует адский ветер, чувствуется нехватка кислорода, а идти приходится по сыпухе. На месте можно арендовать горные ботинки, палки и куртку, но их качество будет не фонтан. Каски выдают бесплатно. Многие горопроходимцы приехали к месту старта чуть ли не в шлёпках и джинсах.
Ещё нужны:
- санскрин
- очки от солнца
- запас воды
- ланч
Нам удалось даже увидеть как вулкан выбрасывает камни, что бывает не каждый день. Извержения, к сожалению, не случилось.
В отличии от Тенерифе и вулкана Тейде, на котором мы были в прошлом году, нет никакого смысла идти на Этну пешком (кроме как испытать себя), потому что ничего интересного и захватывающего вы не увидите. На Тейде, наоборот, не стоит подниматься на канатке, потому что иначе вы пропустите невероятные пейзажи и панорамы. Так же нет смысла подниматься на Этну без гида до 2900, потому что все самое интересное на 400 метров выше.
Юго-восток острова
После Катании мы отправились на юго-восток острова в сторону города Сиракуза и поселились в деревне Аранелла. Вообще мы снимали комнату на вилле, но так как туристов нет совсем, вся вилла вместе с садом оказалась в нашем распоряжении. Первая линия, свой сад, свой пляж. Кайф!
В районе Аранеллы есть несколько хороших песчанных пляжей с лежаками и сервисом (туалеты, душ и т.п.). На букинге была куча вариантов жилья, и мы выбирали практически на ходу.
Сиракузы
Город в часе езды от Катании на юг. 100% стоит вашего внимания. Состоит их двух частей — старого города на острове и более новой части. Еще есть античные греческие руины в новой части, но мы туда не доехали. В старом городе можно просто гулять по узким улочкам и набережной, там очень атмосферно. Только приезжайте как можно раньше, с утра совсем нет людей и еще прекраснее.
Машину лучше оставить на большой парковке в порту, скачав предварительно приложение EasyPark, через которое можно продлять платную паркову, если задержались. Очень удобное и качественное приложение.
Где понравилось есть в Сиракузах:
- A Putia.
- Fratelli Burgio (тут можно купить мясные нарезки, сыр и закуски, чтобы заточить их на веранде виллы с бутылочкой сицилийского вина).
- Ristorante L’ Asteria Blu в деревне Isola (очень душевный официант, похожий на пирата).
Marzamemi
Маленькая рыбацкая деревня с кучей сифуд ресторанов и милыми рыбацкими постройками. Есть большая удобная платная парковка. Понравились:
- Il Borgo
- Ristorante Campisi
Ното
Очень красивый город, столица сицилийского барокко. Стоит туда заехать, чтобы просто погулять по улочкам и центральной площади. На этой же площади можно за 3 евро подняться на балкон мэрии и посмотреть на площадь сверху. Есть две соседних больших платных парковки в центре.
Юго-запад и запад острова
После 3 ночей на юго-востоке мы решили отправиться на другой конец острова. Нашей целью было встретить закат на красивой известняковой скале, так называемой Турецкой лестнице.
Вход оказался закрыт из-за обвалов. Ради этого мы ехали 2.5 часа по жутким сицилийским дорогам!
Интересные места, чтобы поесть (если вас за каким -то хреном занесет в эту часть острова):
- Osteria dei Folli (когда надоела рыба и хочется мяса)
- Antica Panineria Vigata (аутентичная паниннерия, где почти не говорят по английски)
Рагуза
По дороге стоит заехать в город Рагуза и прогуляться из «нового» города в старый по узким улочкам и многочисленным лестницам.
В новой части можно посмотреть разве что мосты, но их видно и так, когда въезжаете в город. Но парковаться все же лучше на платной парковке в новом городе, чтобы ножками прочувствовать все эти лестницы.
Поесть:
- Pasticceria Iudice Ragusa Ibla (лучшие канолли, что мы пробовали на Сицилии, а мы попробовали много).
- Trattoria da Luigi (обязательно взять моцареллу с помидорами, специалитет Рагузы).
Возможно, стоит заехать в соседний город Модика, столицу сицилийского шоколада, но мы не стали.
На западном побережье много крутых песчаных пляжей, но из-за отсутствия туристов и завершения летнего сезона они опустели вместе с лежаками и кафе.
Разочаровавшиеся в западном побережье, мы вернулись чилить на восточное. Даже сняли на оставшиеся дни ту же виллу, в ней даже не успели убраться.
Возвращались через центр острова, там апельсиновые плантации и очень пустынно.
В последний день было ветренно и пасмурно, поэтому вместо пляжа мы решили сгонять на северный склон Этны и посмотреть два городка, Бронте и Рандаццо.
Бронте
Фисташковая столица Сицилии. Вся округа засажена фисташковыми деревьями, в городке куча магазинов с едой и сувенирами на эту тему, а в рестиках тематические меню. Через весь город проходит одна широкая улица, на которой вечная пробка и вонь от машин. Очень стремный город.
Смотреть нечего, заехали только поесть:
- Bar Conti Gallenti (очень вкусные каноли с фисташковой рикотой).
- Ristorante Pepe Rosa (90% меню содержит фисташки. Берите ньокки с креветками, очень вкусно).
Рандаццо
В тревел гайдах написано, что это город, построенный из вулканического камня. Так и есть, но эти пару улиц еще нужно найти. При должном подходе эту часть города можно было бы превратить в туристическую конфетку, как деревушки в Эльзасе, но пока что это обычная провинциальная деревня.
Еще этот склон Этны знаменит своими винами и в Рандаццо было несколько винных баров и магазинов, но мы были в самую сиесту и все было закрыто. Платных парковок я не нашел, поэтому оставили машину на заправке Eni в центре.
Общие впечатления от Сицилии
+ Вкусно
+ Тёплое море (+25) и хорошие пляжи
+ Очень мало туристов
+++ Вулкан
— Очень-очень-очень грязно на дорогах. Просто горы мусора на обочинах любых дорог, кроме главного шоссе. Итальянцы выкидывают мусор из машин прямо на ходу — бутылки, пакеты, даже набитые мусорные мешки.
— Совершенно отвратная культура вождения местных водителей.
— Во многих местах уже свернули туристическую инфраструктуру (лежаки, кафе) или, возможно, даже не развернули в этом году из-за ковида.
— Не встретили ни одной оборудованной смотровой площадки, хотя подходящие места были.
10 дней оказалось мало, чтобы посмотреть северную и северо-западную части острова, возможно там интереснее. Поехали бы мы туда еще раз? Скорее нет.