Так жили предки Петра Врангеля
В 60 км от Стокгольма по пути к Уппсале стоит замок Скоклостер. Когда-то в нем жили предки «черного барона» Петра Врангеля, одного из руководителей белых в годы Гражданской войны.
Далекий предок — Карл Густав Врангель был генералом при дворе шведского короля. Чтобы отблагодарить доблестного воина, участника Тридцатилетней войны, а заодно удержать его возле себя, благодарный король подарил ему великолепный участок земли на берегу озера Меларен в 60 км от Стокгольма и выделил деньги на постройку замка. Так появился Скоклостер (Skokloster Castle) — первый и самый знаменитый из многочисленных замков семьи Врангелей в Швеции.
Замок не горел, не был захвачен. В нем жили, ели, спали многие поколения только одной семьи, поэтому посуда стоит на столах, а не в витринах под сигнализацией, книги, в том числе и старинные — на полках, протяни руку перед сном и достань. Детские игрушки — в нишах, а портреты на стенах ценны не только тем, что принадлежат кисти великих художников, но изображают тех, кто здесь жил, спал, плакал и был счастливым. В нем жизнь, смерть, счастье, слезы.
Он изначально строился с размахом, но уникальность его обусловлена не только этим.
Трудно сказать, какие войны за наследство шли среди 11 детей Карла Густава после его смерти, но доподлинно известно, что его дочь, вторая хозяйка замка, поспешила издать указ, согласно которому ни сам замок, ни его потрясающие коллекции не подлежат никакому разделу, достаются целиком одному наследнику, сколько бы всего их ни было у очередного владельца. А также постановила, что из замка ничего нельзя выносить — только добавлять и приумножать. Именно этим объясняется неповторимая коллекция картин, книг, посуды и оружия, которые хранятся здесь..
Даже ошибки и нереализованные мечта приобрели здесь самостоятельную ценность — Скоклостер гордится уникальным в своем роде недостроем конца 17-го века. Один из тогдашних владельцев замка задумал построить величественный тронный зал. Но скоропостижно умер. Такое часто бывало в средние века, когда люди много воевали, ссорились и умирали без антибиотиков от простой царапины.
И тогдашние гастарбайтеры, испугавшись, что им не заплатят, побросали свои мастерки и шпатели и разбежались. Видимо, у нового владельца были дела поважнее, чем достроить помпезный тронный зал, и про него забыли. А еще несколько десятилетий спустя этот зал стал интересен именно своей незавершенностью.
Вы входите и встаете на маленьком крылечке — даже пыль там историческая. Она не потерпит следов полиуретановых кроссовок. Вы видите средневековые лебедки, строительные леса, всякие вспомогательные балки и подсобные механизмы, назначение которых трудно понять сегодня, формы для штамповки кирпичей. Видите весь сложный технологический процесс постройки грандиозного сооружения, который обычно бывает скрыт под великолепным окончательным декором. Говорят, такого больше нет нигде в мире.
Гордость Скоклостера — коллекция оружия,к которому была неравнодушна вся мужская половина семейства Врангелей. Оружие, в основном, холодное, начиная от ножей и мечей и до экзотических бумерангов и африканских луков со стрелами, — просто висит на стенах, без стекол и бирочек, и от того не покидает ощущение, что хозяева вышли на минуточку. Именно этой спецификой и определяется строгий запрет на фото- и видеосъемку и особенности проведения экскурсий.
Если вы хотите посмотреть замок — побеспокойтесь заранее. Билет стоит около 20 евро, но купить его самостоятельно и побродить по залам у вас не получится. Только небольшими группами человек по 15, в строго обозначенное и заранее согласованное время. Экскурсии проводятся только на шведском и английском языке. Русских гидов в Скоклостере нет.
Вас встречает экскурсовод в старинном платье, а сопровождает охранник. Он открывает перед вами двери, заводит группу, закрывает за вами и строго следит за тем, чтобы вы кучковались вокруг гида, не подходили к стеллажам и даже стенам.
Кстати, стены — одно из главных сокровищ замка. Почти все залы замка покрыты обоями из натуральной тисненной и раскрашенной вручную кожи, на которой выбиты рельефные рисунки. Представьте, тысячи квадратных метров натуральной кожи, сшитой коровьими жилами!
В зале, который условно можно назвать африканским или охотничьим, видим лепку в виде странного создания — по всем признакам это крокодил, но на длинных лошадиных ногах. Ну что делать — не водились крокодилы в Швеции, и художник, лепивший этого диковинного зверя, творчески переосмысливал рассказы очевидцев, или даже рассказы тех, кто слышал рассказы очевидцев, бывавших в Африке. И именно так представил себе это животное.
Огромные камины и, наоборот, крохотные кровати — примерно по полтора метра. Видимо, рослые потомки викингов сильно мерзли и поджимали ноги. А если серьезно — в средние века даже очень состоятельные люди, к коим относились Врангели, спали полусидя. Как занимались другими делами — можно только предположить.
Кстати, когда они умирали — их хоронили рядом, в 200 метрах от замка, в фамильной церкви, двери которой в последний раз открылись в 30-е годы прошлого века, когда умер последний бездетный представитель славного рода. Несколько десятилетий замком владели члены другой династии, которым было не под силу содержать его и они передали его государству. Благодаря чему мы получили такую замечательную возможность увидеть это чудо.
Вверху — картина Хольгера Элльгаарда.